Блага европейских duty-free для членов Евросоюза поблекли
Duty-free представляет собой не только один из высокорентабельных видов бизнеса, распространяющий товары внутренних производителей, но и является образцом оптимального сочетания приемлемой цены и самого высокого качества. В этих магазинах не бывает подделок. А строгий контроль со стороны государства предотвращает махинации с незаконной реализацией не облагаемого налогами товара.
В европейских странах объем ставшей невероятно популярной беспошлинной торговли составляет 28 миллиардов долларов. В свое время европейские duty-free выдержали определенное испытание. Лоббистские старания железнодорожников и автомобилистов закончились принятием решения, которое лишило рабочих мест несколько тысяч работников системы беспошлинной торговли.
Между правительствами стран была достигнута договоренность о снятии для перемещающихся в пределах шенгенского пространства европейцев привилегии duty-free. Это было обусловлено вполне понятной логикой — отрицание границ предполагает отмену торговлю на нейтральной территории. Во многих аэропортах Европы объемы продаж сразу же стремительно упали, так как 80% покупателей в магазинах duty-free перемещаются между странами Евросоюза. Вместе с тем никто не говорит об отказе от идеи беспошлинной торговли в целом на территории Европы: пользующиеся льготами категории граждан остались – это граждане всех остальных стран, которые не входят в европейский пул. А также все жители ЕЭС, которые летят в страны не из своего сообщества.
Установление новых правил беспошлинной торговли в европейских странах способствовало некоторому изменению конкурентной ситуации. Многие мелкие поставщики, обслуживающие магазины duty-free в странах Шенгена, присоединились к глобальным сетям, остальные были вынуждены покинуть рынок. В результате произошло укрупнение значимых игроков, от которых теперь зависит погода на «нейтральной» территории.